Каждому из нас знаком текст старой песенки о том, чему учат в школе: писать буквы, вычитать и умножать, любить добрые книжки, не обижать малышей и так далее. Необходимость всех этих навыков вроде бы очевидна, но вопрос, какой бесценный опыт ребенок действительно должен приобрести за время обучения, по-прежнему остается открытым. Пробуем ответить на него вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

Традиция передачи знаний от старших к младшим существовала еще в далеком прошлом – задолго до того, как появился homo sapiens. И сегодня не только обезьяны, но и другие животные, которые не связаны с нашим видом прямыми генетическими линиями, показывают своим детенышам, как добывать пищу, ухаживать за шерстью и защищаться от врагов.

Школы, впоследствии ставшие прототипами современных, как социальные институты начали формироваться в Древнем Египте и в Древней Месопотамии. Они существовали при храмах, и ученикам (в первую очередь юношам из знатных семей) прививали навыки письма и делились с ними опытом проведения религиозных обрядов. Уже в Древней Греции появился своеобразный стандарт, который пусть в измененном виде, но все-таки лег в основу современной школьной программы. Латынь изучалась в ряде школ даже в советские времена.

В наши дни в России и в других странах мира чуть ли не ежегодно проводятся образовательные реформы, школы оснащаются по последнему слову техники, разрабатываются новые способы проверки знаний. Но означает ли это, что с каждым столетием дети идут в школу более охотно? Увы, часто происходит с точностью до наоборот, а от бывших выпускников мы слышим, что знания, которые они получили в школе, практически не пригодились им во взрослой жизни.

Здоровый эйджизм

Разбираясь в этой проблеме, давайте начнем с того, что очень важно принимать во внимание возраст человека, который сомневается в целесообразности учебы в школе: первоклассник и выпускник руководствуются в этом смысле разными идеями и побуждениями.

«В силу возрастных особенностей ребенок часто не может понять, а точнее, почувствовать, зачем ему все это нужно, - рассказывает Юлия Васильевна, которая занимается в том числе подготовкой к школе и по образованию является педагогом-психологом. - Ведущий тип деятельности для него – еще не учебная, но уже не игровая. А точнее, и та, и другая. Будущие первоклассники ходят быть самостоятельными и взрослыми, не зная, конечно же, что их ждет. Поэтому важно донести до ребенка, что в школе ему будет очень интересно, что там он узнает, как устроен мир, будет продолжать петь и рисовать, но уже более умело, научится читать вывески, считать деньги, ходить в магазин и, разумеется, заведет огромное количество новых друзей».

Про глагол и про тире, и про дождик на дворе

«Вопрос: «Зачем мне нужно ходить в школу?» я, честно говоря, слышу от учеников чаще, чем хотелось бы, - признается Наталия Юрьевна, преподаватель математики. - Современному школьнику непонятно, для чего все это учить и запоминать, если всегда можно «загуглить». Конечно, так считают не все, и особенно приятно работать с теми, кому действительно интересен предмет. Ребятам помладше я пытаюсь показать, насколько многогранен изучаемый предмет. Дать им понять, что математика – это не только формулы и правила, и от нее можно получать удовольствие. Для старшеклассников и выпускников у меня есть другой аргумент: от того, с каким результатом они закончат школу, будет зависеть, пойдут ли они учиться в желаемый ВУЗ, или им придется поступать туда, «куда возьмут». То есть на данном этапе их взросления школа – это трамплин, а успешная сдача экзамена – возможность выбрать профессию по душе. И, как следствие, реализовать себя. Обычно это здорово мотивирует. А кто-то успевает и полюбить предмет».

Все учились – чем  ты хуже?

Увы, далеко не все взрослые подходят к объяснению причин, по которым людям нужно ходить в школу, так же тактично, как делают это преподаватели Ассоциации Репетиторов. В большинстве случаев на первый план выходят совсем другие аргументы, которые на самом деле не объясняют ничего и выглядят как отговорки:

  • Школа сделает из тебя человека!
  • Чтобы добиться успеха, нужна дисциплина!
  • Все ходят в школу – и ты должен/должна!
  • Твои родители в школу ходили – и ничего, не развалились!
  • Школа поможет тебе найти свое место в жизни!

Аргумент, касающийся поиска места в жизни, в действительности, пожалуй, наиболее важен, но, поданный в таком виде, он может сыграть злую шутку. К сожалению, многие дети подвергаются в школе травле, терпят тычки и получают обидные клички или просто не пользуются особой популярностью среди одноклассников. В таком положении очень легко поверить в то, что твое место – на самой нижней ступеньке социальной иерархии. А ведь родители изначально подразумевают, что школа может подтолкнуть тебя вперед на пути к поиску своего призвания, любимой профессии.

Про глагол и про тире, и про дождик на дворе

«Поступая в первый класс, каждый из нас еще не знает, в какой сфере найдет себя, где реализуется, - объясняет Наталия Юрьевна. - Школа знакомит нас с науками, позволяет попробовать свои силы в их изучении. Именно в школе мы понимаем, что нам нравится, а что дается с трудом. Да, возможно, большинство выпускников не используют в повседневной жизни знания о строении атома или свойствах логарифмической функции. Зато у каждого есть представление об этих понятиях – пусть и минимальное.

Не нам решать, в каком объеме будет представлена та или иная теория. В конце концов, сегодня можно выбрать школу на любой вкус – от обычной общеобразовательной до школы с углубленным изучением одного или нескольких предметов, где нагрузка в разы больше. Я считаю, что в современном мире, где технологии не стоят на месте, мы просто обязаны быть готовыми к изменениям, чтобы стать конкурентоспособными. А как идти дальше, не имея представления о научных достижениях прошлых лет и не владея знаниями об устройстве окружающего нас мира? Как строить будущее, не зная истории наших предков?»

Знания как инструмент

Наивно полагать, что человеку, который собирается стать математиком, не нужны, например, география и история. В противном случае, если его отправят на конференцию в одну из африканских республик, он даже не будет представлять, куда едет и чего ожидать: жара пустыни или влажного тропического климата? Относительно спокойной атмосферы как в ЮАР или разгула преступности как при распространенных в этом регионе тиранических режимах? Кто его будет там окружать – арабы или этнические африканцы?

Основная проблема современных школ заключается не в наборе предметов, которые в них преподают, а в том, как именно это делается, какие конкретно знания в той или иной области получают дети, насколько хорошо знакомы учителя с новейшими исследованиями в своей области, разбираются ли они в технологиях или предпочитают не отступать ни на шаг от учебников, разработанных более полувека назад.

«Можно очень долго спорить, приводить различные факты из своей жизни, сопоставлять мнения, но давайте попробуем рассмотреть этот вопрос с точки зрения физиологии ребенка, - предлагает Юлия Васильевна. - Психические процессы – такие, как память, воображение, внимание – заканчивают свое развитие примерно к старшему подростковому возрасту. Чем больше информации ребенок получает в этот период, тем лучше. Если подойти к проблеме с мотивационной стороны, то есть учитывая интересы ребенка, ситуация получается аналогичная. Не рассказав ему о существовании различных наук хотя бы в кратком содержании, мы его не заинтересуем. Загвоздка заключается скорее в подборе образовательных программ и учебников, не всегда, увы, отвечающих критериям, о которых идет речь. Таким образом, работать нужно не над объемом информации, а над ее подачей».

Про глагол и про тире, и про дождик на дворе

Главная цель

«Невозможно научить ребенка решать все существующие задачи – их многообразие слишком велико: у одной формулировка отличается, у другой – данные изменены, - рассуждает Наталия Юрьевна. - Гораздо ценнее, если педагог расскажет, как находить необходимую информацию и применять ее для решения. На мой взгляд, миссия школы и педагога заключается в том, чтобы научить ребенка из всего объема данных выбирать то, что пригодится ему, научить его мыслить и рассуждать самостоятельно, а еще – донести до него то, что каждый человек ответственен за свои поступки и принятые решения. Причем начинается это с малого: сперва на уроке или дома при выполнении задания, а потом – в жизни. На деле ситуация обратная: в большинстве случаев ребятам дают образцы контрольной работы и решают их на уроках. В результате ученики привыкают к такому положению вещей и по-настоящему удивляются, когда им предлагают решить задачу, отличную от разобранной, но на пройденную тему. И это огорчает».

Получается, что главный навык, которым должна вооружить ребенка школа, это навык учиться – в самом широком смысле: искать и находить новые знания, анализировать собственные ошибки и понимать природу чужих, не позволять собой манипулировать и постоянно совершенствоваться в профессии.

«В нашем мире все меняется с нарастающей скоростью, - считает Юлия Васильевна. - То, чему раньше учили в вузах, часто уже совершенно неактуально: это касается многих технических, экономических и даже некоторых гуманитарных специальностей. Следовательно, перед современным человеком все острее встает необходимость находить нужную информацию среди многообразия данных, анализировать ее, составлять верные прогнозы, синтезировать. В общем, переучиваться. Сегодня школа должна это понимать – причем уже на уровне начальных классов. Именно в начальной школе закладывается фундамент для всего дальнейшего образования. Это серьезный вопрос, который упирается, во-первых, в пересмотр образовательной программы, а во-вторых, в профессиональную подготовку педагогов. Современный преподаватель должен быть в первую очередь популяризатором своего предмета, делать его доступным и интересным, а потом уже давать знания».

Мудрая сова 01 февраля 2018